Негры-рабы. Обед на Ямайке
Обед на Ямайке.
80 х 80, х., м, 1996 г.
   

Возврат назад

Ямайка восемнадцатого века. Остров в Карибском море с огромным числом негров: как привозных, так и родившихся в неволе. Только в следующем столетии будут приняты законы, ограничивающие права плантаторов, а пока хозяева глумятся над рабами, насколько хватает изощрённости их фантазии. В музеях сохранились орудия для наказания домашней прислуги. Вот оковы-бильбос. Кованые скобы, нанизанные на толстый железный стержень. Практически бесшумны, особенно в сравнении с обычными кандалами, раздражающими хозяев громким лязгом цепей. Бильбос позволяли ходить лишь на небольшие расстояния (а разве бывают в доме большие?), но и в пределах нескольких комнат они за два-три дня стирали лодыжки до костей.

А вот “винт для пальца” - thumbscrew. Его затягивали специальным торцевым ключом так, что кровь начинала сочиться из-под ногтей. Чаще всего в тиски попадали большие пальцы на обеих руках, но это мешало работать, и порой - как изображено на моей картине - боль пронзала только одну руку. “Винт” надевали надолго: на неделю, а то и на две. Ещё дольше было нельзя - начиналась гангрена, что, естественно, не входило в планы мучителей.

Этими и подобными им орудиями распоряжались женщины - жёны и дочери плантаторов, хранительницы домашнего очага. Белые леди, не моргнув глазом, распоряжались целыми арсеналами усмирительных средств от железных намордников до раскалённых каминных клещей. И всё же история показывает, что зачастую бесправные служанки ухитрялись сохранять чувство собственного достоинства, стоически перенося любые издевательства без криков или мольбы о пощаде.

Это был искажённый мир, в котором нечеловеческая жестокость уживалась в одной душе с лучшими человеческими качествами. Та же самая хозяйка, которая спокойно отрезала рабыням уши, могла быть прекрасной женой и любящей матерью. Она ходила в церковь, оделяла подаянием нищих, и радушно принимали гостей. Как стала возможна столь причудливая смесь? Воспитание. Обыкновенно колониальное воспитание, при котором одновременно с катехизисом в голову с детства вкладывали две нехитрые мысли: “негры - не люди” и “с неграми нельзя по-хорошему”.

Hosted by uCoz