Литератор Николай Бессонов. История цыган - новый взгляд

Возврат назад

Книга “История цыган - новый взгляд” вышла под эгидой Российской Академии Наук. Для работы над этим изданием я привлёк к соавторству Надежду Деметер - цыганку по национальности и этнолога. Собственно текст - плод совместной работы. Подбор иллюстраций, оформление и оригинал-макет - мои.
Объём книги - 334 страницы.
219 иллюстраций, из них 27 цветных.

Впервые на русском языке дано цельное описание цыганской истории, обычаев, культуры. “История цыган” была тепло встречена российскими и зарубежными цыгановедами; специальная литература откликнулась благожелательными рецензиями.

Подзаголовок “Новый взгляд” означает то, что монография опровергает многие мифы, устоявшиеся и в массовом сознании. Многие ли догадывались, что гадалок практически не трогала инквизиция, и что “вольнолюбивые” цыгане шесть столетий были в румынских землях на положении рабов? Известно ли широкой публике, что национальный костюм появился у этого народа только в конце XIX века? Об этом и многом другом рассказывает “История цыган”.

Отрывок из главы
"История цыган России"

Советский период цыганской истории освещён в литературе не только крайне недостаточно, но и предвзято; в частности, высоко оцениваются мероприятия государства по изменению традиционного уклада жизни. Колхозы, литература на цыганском языке, школы, промысловые артели - всё это действительно существовало, но значение данных фактов преувеличено. Вместе с тем, реальная жизнь подавляющего большинства цыган вообще остаётся вне поля зрения исследователей. Мы впервые попытаемся объективно проанализировать истинное состояние дел.

Принято писать, что цыгане восприняли революцию с радостью. Идеи социализма будто бы соответствовали общинному укладу табора, и “происходящие перемены могли пойти цыганам только на благо”. Лукавое умолчание состояло в том, что в цыганской психологии традиционно заложено почтение к богатству. По мнению цыган, богатство даётся человеку Богом - и это очень хорошо. В цыганском фольклоре фактически нет сказок или песен с осуждением богачей. О предках, которые имели много золота, “держали табор”, удачливо торговали лошадьми, цыгане складывают легенды и передают их из поколения в поколение. Богатые люди из нецыганской среды также не могли быть объектом ненависти, поскольку они были покупателями лошадей, слушателями хоров. Само их существование являлось основой благосостояния цыган. Разумеется, при таком положении вещей не могло быть стремления к социальному уравнению, которое проповедовалось большевиками. Как показала практика, даже беднейшие кочевники после падения царизма не выказывали никакого стремления к участию в социалистическом строительстве.

Гражданская война сопровождалась голодом и разрухой. Определённая часть таборов в этот период покинула страну. Сам факт смуты и братоубийственной войны в некогда богатой благоустроенной империи, где они пользовались полной свободой, не мог не вызвать у них настороженности по отношению к инициаторам революции. Типичным примером официальной точки зрения наших авторов является книга И.Ром-Лебедева, где он, в частности, пишет: “С первых лет революции подавляющее большинство таборных цыган, несмотря на то, что им было предоставлено право на землю, на жилище, на труд, учёбу, упрямо продолжали колесить по дорогам уже новой, Советской России”.15

В реальности все перечисленные права были у цыган и до революции. Они пользовались правом на труд (однако, труд не был принудительным). Скопив достаточное количество денег, они покупали себе дома. Так, в частности, поступил отец самого Ром-Лебедева. “Наша семья Лебедевых, - пишет автор в той же книге, - занимала квартиру на первом этаже. В ней было пять комнат и кухня. Самая большая комната предназначалась для будущих гостей. Тёмно-коричневые обои - тогда это было в моде, - коричневая, под кожу массивная мебель, длинный, тяжёлый стол, за который можно усадить большую компанию”. Указанная семья нанимала кухарку, горничную и дворника, который жил в отдельном флигеле. 16 В том же двухэтажном доме остальные квартиры занимали другие члены хора. Это явление было далеко не единичным, особенно в крупных городах, что явствует не только из многочисленных литературных источников, но и из бесед с информаторами пожилого возраста.

Что касается права на учёбу, то упомянутый Иван Ром-Лебедев учился в гимназии, как и большинство городских цыганских детей. Для цыган были открыты и двери высших учебных заведений. 17 Например, Григорий Гусаков в предреволюционные годы закончил московскую консерваторию по классу скрипки и преподавал в музыкальной школе. 18 Эта интеллигенция и стала у истоков так называемого цыганского культурного возрождения в 30-е годы. В советской литературе перечисляются имена Панкова, Дударовой, Баранчука, Саткевича, Германо, Полякова, Таранова, Безлюдского. Принято считать, что само появление этих людей - достижение советской власти. Между тем, все они получили если не высшее, то среднее образование при царизме. Тезис о том, что если бы не революция, цыганская интеллектуальная элита бездействовала бы не выдерживает никакой критики.

Право на землю, декларативно провозглашённое коммунистами, существовало ещё до революции. В частности, оседлые цыгане Украины и Молдавии, имели и возделывали земельные участки.

В царские времена, как уже упоминалось, цыгане имели паспорта и были формально приписаны к определённому месту жительства. Это давало им возможность при желании участвовать в выборах в Государственную думу и органы местного самоуправления. Из этого не следовало, что цыгане активно пользовались политическими правами, но они обладали ими наравне с остальными подданными Российской империи.

На деле революция усложнила положение цыган тем, что разрушила исторически сложившуюся структуру заработков. Хоровые цыгане с закрытием ресторанов остались без средств к существованию. Пострадали и другие слои цыганского мира. Для барышников страшным ударом стало запрещение держать в личном хозяйстве лошадь. Большевики справедливо рассудили: если лишить крестьянское хозяйство основной тягловой силы, крестьяне вынуждены будут вступить в колхозы. Рикошетом этот закон ударил и по цыганам. В Москве закрылся знаменитый конный рынок; опустели конные ряды и в других городах страны.

Таборный уклад, веками державшийся на торговле, ремесле и гадании, теснился со всех сторон новой жизнью. Страшнее всего было общее падение уровня жизни коренного населения - снизилась его платёжеспособность. 19 Не имея доходов от традиционных цыганских промыслов, таборы стали редеть. Всё больше семей шло в колхозы и на фабрики. Кочевники, которые упрямо держались за прежний уклад жизни, испытывали значительные трудности: дырявые шатры, немногочисленные лошади, голодные дети, рваные обноски, не идущие ни в какое сравнение с прежней, пусть и не роскошной цыганской одеждой.

Прекрасный, на наш взгляд, анализ ситуации был дан в 1928 году в газете “Крестьянская правда”. Если отбросить пропагандистское обрамление, то картина вырисовывается неприглядная: “Занятия, быт, образ жизни цыган находятся в полном противоречии с основами нашего социалистического общества. Эксплуататорский и спекулянтский старый строй при царизме был более благоприятным для деятельности цыган. Хотя революция принесла цыганам большое улучшение их правового положения, но она больно ударила по их источникам средств существования - по торговле, по нищенству, по предрассудкам, на которых произрастает гадание, колдовство и тому подобное. Отсюда понятно, что имущественное положение цыган, которые не переменили кочевого образа жизни и своих прежних занятий, резко ухудшилось. Цыгане очень обеднели. Например, обследованный 14 октября Лужским краеведческим обществом табор на Заречной стороне состоял из 16 палаток-семей, с населением в 99 человек, а лошадей у них было всего лишь 20, да и то маломощных. Только 4 семьи имели по две лошади, а остальные 12 семей по одной, из них одна семья не имела даже телеги и при перекочёвках переезжала со всем своим скарбом верхом. На многих палатках полотно было ветхое, в заплатах, пропускало дождь. Несмотря на заморозки, были сплошь босы, плохо одеты.”20

Положение усугублялось началом в стране политических репрессий, которые не обошли цыган стороной. Традиционно аполитичных кочевников стали арестовывать и ссылать по таким статьям, как контрреволюция, вредительство, шпионаж. Знаменательно, что аресты проводились уже в начале тридцатых годов, причём в этот период ещё использовались обвинения в скупке валюты, незаконной хозяйственной деятельности. Только в последнее время стали появляться единичные публикации о сталинских репрессиях против данного национального меньшинства.21 Появилась и возможность ознакомиться с отдельными делами в архивах (чем воспользовались авторы). Однако, основным источником для нас являются устные воспоминания семей репрессированных. Все эти материалы дают возможность сделать некоторые предварительные выводы. Реальной причиной репрессий была заинтересованность государственных органов в изъятии материальных ценностей. Первыми пострадали представители наиболее состоятельных в то время этнических групп, в национальном костюме которых были внешние признаки богатства (например, кэлдэрары). Золотые мониста, крупные серьги, браслеты и пояса, а также вплетённые в волосы серебряные монеты были внешним раздражителем. При арестах проводились конфискации. Драгоценные металлы изымались на нужды социалистического строительства (известно, что в этот период с целью конфискации золота сажали и татар). Надо сказать, что обвинение в скупке валюты появилось не на пустом месте. В царской России золотые деньги имели небольшой диаметр, и женщины нашивали их на кофту или по краям косынки. Для монист котировались только талеры и дукаты с изображением австрийского императора Франца-Иосифа и американские двадцатидолларовые монеты. Часть этих денег кэлдэрары привезли с собой из Австро-Венгрии в начале XX века, а часть, естественно, приобретали. При арестах цыгане пытались объяснить представителям карательных органов, что их “валюта” - это уже украшения, что монеты просверлены или снабжены ушками, и это затрудняет дальнейшую перепродажу. Такие объяснения во внимание не принимались.

Папуш Михай со слов своей матери рассказывает о том, как в середине тридцатых годов в средней полосе России был схвачен кэлдэрарский табор человек в триста. Людей в жаркое летнее время набили в вагоны-теплушки и повезли в Сибирь. Это была опробованная во время сплошной коллективизации практика массовой ссылки. По пути табору давали пить тухлую воду - в результате, когда эшелон прибыл на место назначения, половина людей погибла. Уцелевшую половину отконвоировали в тайгу, где не было никакого жилья и бросили на произвол судьбы. Цыгане, конечно, попытались убежать - они шли через тайгу босые, голодные. Из трёхсот человек уцелело около двадцати. По сию пору живы жертвы этих событий и их дети.

В конце тридцатых годов, в эпоху так называемого большого террора, преследовались цыгане всех этнических групп, независимо от их материального положения. А.Солженицин приводит воспоминания бывшего чекиста Калганова в книге “Архипелаг Гулаг”. Центральные органы НКВД рассылали на места директивы и контрольные цифры людей, подлежащих аресту. “...В Ташкент пришла телеграмма: “Шлите двести”. А они только что выгребли и как будто “некого” брать. Ну, правда, подвезли с районов с полсотни. Идея! Взятых милицией бытовиков - переквалифицировать в 58-ю! Сказано-сделано. Но контрольной цифры всё равно нет. Доносит милиция: что делать? На одной из городских площадей цыгане нахально разбили табор. Идея! Окружили - и всех мужчин от семнадцати до шестидесяти загребли как Пятьдесят Восьмую! И - выполнили план!”22

Одновременно с описанными негативными явлениями, в годы советской власти шёл переход к оседлому образу жизни, всё большее число детей получало систематическое образование. С одной стороны, это было продолжением процесса, который начался ещё до революции. С другой - частью общемировой тенденции. В капиталистических странах цыгане обзаводились домами и повышали свой образовательный уровень. Официальная коммунистическая пропаганда объясняла позитивные моменты в жизни цыган СССР победой социализма и заботой КПСС. Однако, факты свидетельствуют о том, что сейчас цыганские газеты и журналы выходят в Испании, Англии, Франции, Италии, Чехии и множестве других стран; кроме того, существуют систематические специализированные передачи на телевидении. Только в России, которая так гордилась своими успехами в национальной политике, таких изданий и телепрограмм нет. В каждой из европейских стран существует множество цыганских организаций. Когда в парламентах обсуждаются законы, учитывается мнение цыганской общины. Наконец, правительства выделяют цыганам пособия на жильё и на обучение детей. Ничего подобного в нашей стране нет. Конечно, за границей тоже существует множество проблем, поэтому не стоит ни преувеличивать, ни приуменьшать российских достижений. Важно не упускать из виду, что за все положительные изменения в быту цыганам следует благодарить прежде всего двадцатый век с его техническими достижениями и общим ростом благосостояния.

Особой страницей цыганской истории является комплекс мер, проведённых советской властью в предвоенный период. Сюда входит:
1. Принятие законодательных актов.
2. Создание цыганских колхозов.
3. Создание цыганской общественной организации.
4. Проведение культурно-просветительских мероприятий.
5. Создание цыганских промысловых артелей.

Принятие законодательных актов. 1 октября 1926 года было принято постановление Президиума ЦИК и СНК СССР о содействии цыганам, желающим перейти к оседлому образу жизни. Этот документ получил своё развитие в Постановлении Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 20 февраля 1928 года “О наделении землёй цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни”. Предусматривались следующие меры: внеочередное наделение землёй за счёт государства, выдача пособия в размере от 500 до 1000 рублей для обзаведения хозяйством. Далее были изданы различные инструкции, конкретизирующие данную практику.

Создание цыганских колхозов. К 1938 году было создано 52 цыганских колхоза. Общее число колхозников, таким образом, не могло превышать 2-5 % от общего числа цыган даже в период наивысшего успеха колхозного строительства. Столь незначительный процент не мог повлиять на общий ход жизни целого народа. Более того, цыганские колхозы либо оказались нежизнеспособными и распались, либо были уничтожены в ходе фашистской оккупации и никогда больше не возрождались.

Колхозная система сама по себе полностью противоречила цыганской ментальности. Начнём с того, что подавляющее число кочевников не испытывало тяги к земледельческому труду, не обладала необходимыми навыками. Далее, устройство колхоза подразумевало насильственное прикрепление к земле путём лишения паспорта, оплату работы так называемыми трудоднями, высокие натуральные повинности, а также лагерный срок за побег или невыработку определённого числа трудодней. Было бы наивно предполагать, что цыгане воспримут идею коллективного и практически не оплачиваемого труда с энтузиазмом. Журналы того периода, однако, описывают именно энтузиазм: органы управления осаждались многочисленными ходоками, на собраниях таборов звучал лозунг “Дайте землю!”. 23 Объяснение кроется в процитированных выше законах. Цыгане желали получить денежные пособия. После того, как чиновники выдавали ссуду, “колхозники”, как правило, исчезали. Вместе с тем, некоторая часть цыган сделала искреннюю попытку организовать жизнь на новых началах. Немало способствовала этому цыганская интеллигенция. Как известно, интеллигенция часто склонна пренебрегать здравым смыслом во имя отвлечённой идеи - так стоит ли удивляться, что некоторые из образованных цыган действительно поверили в грядущее торжество коммунизма? Эти люди агитировали своих соплеменников “за оседлость”, зачастую даже подтверждая свой идеализм готовностью самолично влиться в колхоз. Назовём, в частности, председателя Всероссийского союза цыган, А.С.Таранова, поэта Михаила Безлюдского и Ивана Петровича Токмакова (последний был инструктором в Отделе национальностей ВЦИКа по работе с цыганами). Безлюдский и Токмаков не только сочиняли воззвания. Они лично ездили по стране, временно становились во главе колхозов, а потом, когда, по их мнению, дела начинали идти на лад, уезжали на следующий “узкий участок”.

Когда мы говорим об организаторах колхозного движения, не стоит забывать, что в большинстве своём они искренне считали сельскохозяйственный труд спасением для оголодавших при социализме цыган. Токмаков, например, добровольцем ушёл воевать с фашистами и героически погиб, защищая созданный при его участии строй.

Создание цыганской общественной организации. В 1926 году был образован Всероссийский Союз цыган. В его уставе были провозглашены следующие цели: объединение цыган, защита их интересов, поднятие культурного уровня, взаимопомощь. Предполагалось, что Союз будет способствовать открытию вечерних и воскресных школ, клубов, библиотек, артелей, коммун и производственных мастерских. Организаторы провозглашали, что будут вести борьбу с пьянством, гаданием, кочевьем. Задумано было издавать газеты, брошюры, учебники на цыганском языке. По-видимому, деятельность Союза курировалась НКВД, ибо в уставе есть гриф: “Настоящий Устав утверждён НКВД 15.07.1926 и подписан Наркомвнудел Белобородовым. Есть еще положение: “Сведения о наличном составе представляются Союзом в НКВД”.

Уже через три года “Всероссийский союз цыган” был распущен. Причины были как внешние, так и внутренние. Руководствуясь своими представлениями о национальной политике, сталинское руководство постепенно сворачивало деятельность национальных организаций. Возможно, повод для того, чтобы цыганский союз был распущен в первую очередь, дало его правление. Вот как писал о “Всероссийском союзе” в 1932 году журнал “Советское строительство”:

“Создание ряда склок”, “отделения на местах не открывались”, “в результате хозяйствования правления союза за правлением образовалась задолженность в размере до 15 тыс. руб”.
Последняя причина выглядит явной натяжкой, поскольку в масштабе цен того времени указанная сумма была очень невелика - один единственный работник цыганской артели зарабатывал такие деньги за семь месяцев. Гораздо важнее указание на внутренние конфликты. К сожалению, нам приходилось наблюдать такую картину и много десятилетий спустя. Попытки цыган объединиться не раз превращались в борьбу самолюбий. Эти симптомы весьма характерны, и если история должна чему-то учить, то из существования “Союза” (и его недолговечных наследников) пора извлечь уроки. Надо сказать, что в других странах успешно действуют десятки и сотни цыганских организаций - одно это опровергает мысль о неспособности цыган к объединению.

И всё же основной причиной закрытия Союза цыган, как нам кажется, является пресловутый классовый подход. Советская власть не могла потерпеть, что в правлении “из 23 человек было 9 барышников”. 24 Но ведь именно торговцы были одними из самых грамотных и уважаемых цыган - только естественно, что некоторые из них встали у руководства.

Несмотря на недолгое существование, Союз цыган всё-таки сыграл очень важную роль. В ходе его деятельности были задуманы и частично воплотились в жизнь новые формы работы.

Проведение культурно-просветительских мероприятий. В конце 20-х - начале 30-х годов в Москве и Ленинграде открывались цыганские школы, действовал педагогический техникум, возник клуб “Лолы чергэн”. На выездных собраниях, организуемых прямо в цыганских таборах, разъяснялись преимущества оседлого образа жизни. Работали кружки по ликвидации неграмотности, был создан самодеятельный цыганский ансамбль, оказывалась помощь в трудоустройстве. Большую роль в становлении цыганского искусства сыграл организованный в 1931 году театр “Ромэн”. В 1928-1932 годах, благодаря усилиям профессора Московского университета М.В.Сергиевского и ряда московских цыган, была сделана попытка создания цыганской письменности. С этого момента начинается выпуск литературы на цыганском языке, что заслуживает более подробного рассмотрения.

В течение ряда лет выпускались два журнала на цыганском языке: “Нэво дром” и “Романы зоря. Кроме того, в тридцатые годы появились десятки, если не сотни книг и брошюр. Современная цыганская интеллигенция испытывает лёгкую ностальгию, считая, что во времена, когда выпускалась литература на национальном языке, кочевой народ приобщался к мировой культуре. Это не совсем так. Два упомянутых выше журнала состояли, в основном, из материалов пропагандистского характера. То же самое можно сказать о книгах. Просмотрев полный список изданной тогда литературы, мы решили привести наиболее характерные названия (ошибки в цыганском языке не наши, они сделаны довоенными переводчиками):
-“Пало бидэвлытконэ чаворэндэ” (За безбожную детвору)
-“Парамыся ваш Иисусоскэ” (Сказка о Христе)
-“Ангил кэ буты. Со траби та джинас ромаско вгаи дро колхозо” (Для работы. Что должен знать цыган, идущий в колхоз)
-“Со дыя советско власть романэчяке” (Что дала советская власть цыганке)
-“Бутярица, яв бидэвлытконаса” (Работница, будь безбожницей)
-“Состыр эмэ ачьям бидэвлытка” (Почему мы стали безбожницами)
-“Бутярны, колхозница, крестьянка, сыклёв военнона рэндоскэ” (Работница, колхозница, крестьянка, изучай военное дело)
-“Конэскэ бутякирна рашая“ (Кому служат попы)
-Горький Максим “Коли враго на здэлапэ лэс хаськирна” (Если враг не сдаётся - его уничтожают)
-“Ласа прэ стрэга” (Будем на страже)
-“Зоркэдыр тэ ракхэс общественную собственность” (Зорче охранять общественную собственность)
-“Джяна нэвэ рома” (Идут новые цыгане)
-“Пало власть советэн” (За власть советов)
-“Ракитибе ваш ленинизмо” (Беседы о ленинизме)

Итак, подавляющее большинство литературы, это агитация за колхозы, книги Ленина, Сталина и вождей рангом пониже, резолюции съездов, положение о выборах в Верховный Совет, материалы о комсомоле и ВКП(б). Есть, правда, немало учебников цыганского языка и арифметики. На фоне засилья идеологии странными вкраплениями смотрятся переводы на цыганский язык произведений Пушкина и Мериме. Издавая художественную литературу, коммунисты явно отдавали предпочтение пьесам, стихам и рассказам о колхозах или о вожаках-вредителях. Справедливости ради, надо отметить, что в списке есть ряд нейтральных книг: “Гигиена женщины”, “Уход за скотом”, а также очерк о Миклухо-Маклае.

В конце тридцатых годов произошёл перелом в издательской политике - выпуск литературы на цыганском языке прекратился. Несмотря на крайнюю идеологизацию изданий, это было крайне негативным явлением. Если бы не была уничтожена инфраструктура национального книгоиздания, то рано или поздно, можно было бы сместить акценты в сторону подлинных культурных ценностей. После разгрома в конце тридцатых годов зарождающаяся цыганская литература так никогда и не оправилась. В наши дни писать по-цыгански стало неизмеримо труднее хотя бы потому, что за полвека словарный запас языка значительно сузился; очень часто молодые цыгане употребляют в разговоре русские слова, даже если имеется точные синонимы на родном языке. Не в последнюю очередь процессы ассимиляции протекали так интенсивно из-за того, что так и не появилась собственная литературная норма.

Что касается системы образования, то 24 января 1938 года было принято секретное постановление “О ликвидации национальных школ и национальных отделений в школах”. 25 Уже к августу директива была проведена в жизнь - все указанные классы были реорганизованы “как вредные, отгораживающие детей от советской жизни”.

Вообще, когда говорится о заботе партии о культуре национальных меньшинств, надо иметь в виду, что при столкновении духовных и материальных интересов, приоритет зачастую отдавался последним. В качестве примера, приведём без всяких комментариев цитату из журнала “Советское строительство”.

“Данных о числе цыган-рабочих по РСФСР не имеется. В Москве до 150 цыган работают на производстве, из них 129 работают на заводах б. АМО (ныне имени Сталина), Динамо, фабрика Москошвей и т.д. Из этого количества - женщин до 30%. За последнее время заметно понизилось количество цыган, занятых на производстве, так как начали формироваться цыганские хоры, и работающие в производстве стали по материальным соображениям уходить в хоры. Лишь после вмешательства НКПроса, запретившего организацию этих хоров, приостановилась утечка рабочих с производства.“
26

Интересно проследить судьбу клуба “Лолы чергэн”. Просуществовав какое-то время, он закрылся. Даже советская пресса признавала, что “клуб имеет плохое помещение”, а посещаемость кружков слабая. Но с точки зрения цыган главным недостатком клуба была, судя по всему, излишняя политизация. Могли ли цыгане охотно посещать клуб, в котором их разговоры брались на заметку и могли послужить причиной ареста? Вот что пишут об этом партийные публицисты: “Вследствие отсутствия в клубе крепкого актива, в клуб проникает цыганско-кулацкий элемент, который ведёт антисоветскую агитацию, не всегда получая отпор цыганского актива”27

Создание цыганских промысловых артелей. В Москве в 1927 году возникли три артели: “Цыгхимпром”, “Цыгхимлабор” и “Цыгпищепром”, вошедшие в Кредитно-промышленный союз. Работники фасовали соль, сахар, перец, чай, лавровый лист, а также производили красители и несложные продукты для бытовой химии. Чуть позднее возникли другие артели промысловой кооперации - мебельно-обивочная, платочно-набивная и трикотажная. В 1931 году только в столице функционировало 28 артелей, объединяющих 1351 цыгана (вместе с членами семей - 3755).28

В 1934 году в Ленинграде была учреждена самая крупная цыганская артель “Нацменбыт”, просуществовавшая до начала войны. Это было предприятие, на котором трудилось не менее 200 рабочих. Оно специализировалось на изготовлении котлов, железных бочек и некоторых других металлических изделий.

Было бы ошибкой считать данную форму организации труда чем-то новым. В сущности, это были всё те же вортечии - производственные товарищества, история которых насчитывает сотни лет. Название “артель” понадобилось прежде всего потому, что в годы советской власти частная инициатива стала наказуема. Государство стремилось установить тотальный контроль над каждой производственной единицей, включая кустаря-одиночку. Традиционному цыганскому табору уже становилось затруднительно получать и выполнять заказы, приобретать необходимые для работы материалы, минуя государственную отчётность. В частности, артели медников нуждались в листовом металле с заводов, который частному лицу, тем более цыгану трудно было достать. Несмотря на кажущуюся органичность такой формы, как артель (цыгане занимались своим традиционным ремеслом), ей не суждена была долгая жизнь. В 1932 году пресса отмечает успехи артельного движения, в частности то, что работник получает в день 60-70 рублей. Вместе с тем с точки зрения партии существовали следующие недостатки: “учётность и отчётность в цыганских артелях предоставлена самотёку”, “готовая продукция сбывается также частным порядком”, “в артелях совершенно не ведётся политико-просветительная работа”. 29 Только естественно предположить, что попытки исправить перечисленные “недостатки” и привели к тому, что артели ещё до войны начали распадаться. Надо совершенно не представлять психологию цыган для того, чтобы надеяться на их рвение в работе, за которую они получят в итоге ничтожную часть выручки, да ещё если при этом им придётся постоянно выслушивать политинформации. Таким образом, артель превратилась в искусственное образование, не имеющее перспективы.

Из всех советских начинаний лишь театр “Ромэн” выдержал испытание временем.


В предвоенные и послевоенные годы цыгане проявили колоссальную выживаемость. Таборы разъезжали повсюду - гонимые милицией, притесняемые местными властями. Нередко они терпели холод и голод - нелегко прокормиться там, где собственность обобществлена, а население обеднело.

И всё же на огромных просторах СССР не было другого такого свободного народа. Цыгане были свободны от принудительного атеизма, насаждаемого советской системой образования. Значительная часть юношей не служила в армии. Цыгане сами выбирали род деятельности, и не зависели от служебного начальства. В условиях тоталитарного государства это немало.

Парадоксом советской экономики было то, что её промышленность развивалась однобоко: всё, что касалось выпускаемой военной техники было на уровне мировых стандартов; вместе с тем, страна не могла обеспечить население элементарным ширпотребом. В результате цыганские промыслы (которые должны были бы заглохнуть в индустриальной стране) существовали вплоть до семидесятых годов. Цыган-кузнец в каждой деревне находил для себя работу. Спросом пользовались корзины, корыта, тяпки, лопаты - всё, чего не хватало в сельпо, и что могла изготовить в походных условиях цыганская семья.

В послевоенные годы цыганские колхозы и подконтрольные артели развалились. Наличие целого народа, не желающего подчиняться решениям партийных съездов диктовало выбор административных мер. 20 октября 1956 года было принято постановление Совета Министров РСФСР № 685. Оно называлось - “О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством”. 30 Правительство устало ждать, когда цыгане, наконец, перейдут к оседлости и в очередной раз “решило помочь” им. Для того, чтобы объяснить правильность и своевременность новой политики, началась обработка общественного мнения. 12 февраля 1957 года “Литературная газета” печатает большую статью.

Начинается репортаж, как всегда, с Ярославского вокзала; дальше, в соответствии с советскими журналистскими штампами - узлы, тюки, грязные дети, барон, пятнадцатилетняя попрошайка с руками, унизанными золотыми кольцами. Но под конец - нечто новое. Вскользь звучит упоминание о том, что цыгане по всей стране скупают золото и ковры. Это уже свидетельство нового этапа - в послевоенный период кочующие таборы прочно перешли на жизнь за счёт торговли.

В статье озвучена мысль о том, что неплохо было бы устроить цыганских детей в школы-интернаты и с малых лет воспитывать их там, отучая от цыганской жизни... 31 Двумя столетиями раньше австрийская императрица Мария Терезия вынашивала подобные же планы: отобрать детей у родителей и воспитывать их в венгерских семьях.

Вообще, когда речь заходит об административных мерах в отношении цыган, чаще всего говорят, что это в их же интересах. “Литературная газета” жалеет цыганского мальчишку, который за жалкие копейки готов плясать на улице. С того же самого литературного приёма начинается статья Василия Бурлуцкого под характерным названием “Так не должно быть”. Статья написана практически одновременно с упомянутой выше - в рамках пропагандистской кампании, восхваляющей свежий указ.

На этот раз описан цыганский мальчик, пляшущий не на улице, а в метро - и снова ему, издеваясь, дают меньше денег, чем обещали. Далее следует действительно трагическая история: “...Четыре года назад в Ростовской области замёрз целый табор (недалеко от Большой Мартыновки). Гонимые нуждой, они передвигались от села к селу. Кузнечили, попрошайничали, гадали - тем и жили. Но вот в дороге их застала пурга. Был сильный мороз. Табор заблудился, всю ночь искал пристанища, но не нашёл.”

Автор - сам цыган - не решился вслух задать вопрос, почему о таких трагедиях не было слышно в царской России? Между тем, разгадка проста. До революции цыгане проводили зиму в деревнях, снимая жильё. В Советском Союзе, с его системой прописки и запуганным населением не каждый решался приютить табор на долгий срок. Кстати, далее Бурлуцкий пишет об этом чисто советском заколдованном круге: цыган не прописывают потому, что они нигде не работают, а на работу не принимают потому, что нет прописки. Если же и удаётся временно остановиться - делают своё дело предубеждения.

“Несколько цыганских семей, - пишет корреспондент, - остановились на зиму в селе Большая Орловка (Мартыновский район Ростовской области). Если в каком-либо колхозе обнаруживалось воровство сена, зерна или птицы, представители районной милиции производили поголовный обыск у цыган.

- Кто же ещё может украсть, как не они, - рассуждали работники милиции.

Между тем обыск у цыган в большинстве случаев ничего не давал. При более тщательном расследовании обнаруживалось, что расхитителями были не цыгане.” Описывает Василий Бурлуцкий и распространённые в пятидесятые годы настроения: “О цыганах рассуждают иногда и так: что им мешает работать, руки-ноги есть, вот и пусть зарабатывают себе на хлеб. А не хотят - пусть обижаются на себя: тюрьма научит работать.”32

Практически все российские цыгане осели именно после указа, так как за кочевье были предусмотрены карательные санкции. Но зададимся вопросом - перестали бы цыгане кочевать, если бы не постановление 1956 года? На наш взгляд, подавляющее большинство так или иначе осело бы. В странах Западной Европы это случилось без законодательного запрета. Вместе с тем, часть российских цыган ездила бы в автофургонах, как это до сих пор происходит в указанном регионе.

После смерти Сталина начала складываться уникальная ситуация, которая в исторически короткий срок вывела большинство цыган СССР из нищеты в “средний класс”. Стоило режиму ослабнуть, как торговля стала очень выгодным занятием. Постоянно существовал дефицит - на магазинных полках не было то одного, то другого (а это и есть питательная среда для выгодных перепродаж). Чтобы воспользоваться возможностью заработать, нужны были две черты: экономическая смелость и мобильность. Цыгане обладали и тем и другим. Поначалу некоторые из цыган вынуждены были осесть там, где их застал указ - в деревнях и посёлках; чуть позже, экономически окрепнув, они перебирались в город.

15. Ром-Лебедев И. От цыганского хора к театру “Ромэн”. М., 1990. С. 159.
16.Там же. С. 87-88.
17. Там же. С. 15.
18. Деметер-Чарская О. Судьба цыганки. М., 1997. С. 18.
19. Осокина Е. За фасадом “сталинского изобилия”. М., 1998.
20. Крестьянская правда. Луга, 13.XI.1928.
21. Деметер-Чарская О. Судьба цыганки. М., 1997. С. 29-31.
22. Солженицин А. Архипелаг ГУЛАГ. Солженицин А. Малое собрание сочинений. М., 1991. Т. 5. С. 71.
23. Р.П. Цыгане сегодня. Огонёк. М., 1927. № 33.
24. Бриль М., Попова Е. Цыгане в Союзе ССР. Советское строительство. М., 1932 № 2. С.137.
25. РЦХИДНИ, ф.17, оп.114, д.837, л.л. 99-111.
26. Бриль М., Попова Е. Цыгане в Союзе ССР. Советское строительство. М., 1932 № 2. С. 133.
27. Там же. С. 135
28. Там же. С. 134
29. Там же. С. 134-135
30. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и Постановлений Правительства РСФСР. Т. 5, 1954-1956 г.г., М., 1959. С. 616, 617.
31. Ильяшенко П. Стрелков В. Цыганский табор. Литературная газета. М., 2.II.1957. № 15.
32. Бурлуцкий В.И. Так не должно быть. Возобновить работу среди цыган. 11.III.1957. Архив театра “Ромэн”.

Hosted by uCoz