Я не скажу, что впрямую иллюстрировал Пушкина, написавшего:
Алеко с пеньем
Зверя водит,
Старик лениво
В бубны бьёт.
Земфира поселян
Обходит,
И дань их вольную
Берёт.
Но то, что мотивы поэмы отразились в картине, отрицать нельзя, Как и у Пушкина действие происходит перед толпою
осторожной, близ молдаванского двора. В молдавскую этнографию мне пришлось погрузиться очень серьёзно.
Всё - от дома и забора до узоров на одежде - взято со старинных источников. И не удивляйтесь тому, что главная героиня
одета абсолютно по-молдавски. Именно так ходили цыганки-урсарки.
Слово урсар означает вожак медведя. Оно употреблялось по отношению к одной из местных цыганских
этногрупп ещё в XVIII веке. Сам же промысел отмечен ещё в византийских источниках. Очевидно, дрессировка животных
относится к исконным занятиям цыган.
На территории СССР медвежьих вожаков извели окончательно, и вряд ли кому-то из моих соотечественников доводилось
видеть их выступления своими глазами. Однако же, болгарские исследователи Е.Марушиакова и В.Попов недавно рассказывали
мне, что на их родине около ста цыганских семей по сию пору кормится благодаря косолапым артистам.
|