А вот и тот самый костюм, который каждый, не колеблясь, назовёт цыганским. Существует он только у цыган-кэлдэраров и
родственных им групп. Слово кэлдэрары означает в переводе котляры, лудильщики, потому что
основным занятием в этих таборах было изготовление и лужение котлов, а также прочей металлической посуды. Именно этих
цыган, кочевавших первоначально по Венгрии и землям Дунайских княжеств, я и рисую на большинстве своих работ.
Выразительный облик кэлдэрарок так и просится на полотно. Они носили мониста, вплетали в косицы ленты с монетами; их
косынки, закрученные по бокам жгутом и особым образом завязанные позади, оставляли почти открытыми прекрасные чёрные
волосы. Мало кто из русских знает, что цыганская девушка не имела права надевать ожерелье из талеров. Мониста - атрибут
замужней женщины, поэтому девушка украшала распущенные волосы цветком, а на шее носила бусы.
Вообще, в одежде, как и в целом в цыганской жизни, многое строго регламентировано. Только со стороны цыгане
выглядят вольными людьми, творящими, что в голову придёт. В таборе каждый шаг диктовался обычаями. Женщина не могла
переступить через оглоблю, или идти впереди мужчины. Её юбка, согласно суеверию, обладала оскверняющей силой, поэтому
цыганка не должна была даже вскользь дотрагиваться до утвари, а уж тем более до человека. Если юбка случайно касалась
чашки или самовара, всё это выбрасывали или продавали не цыганам; без особой нужды замужняя женщина старалась не заходить
вглубь шатра, где размещались иконы или зеркало. Некоторой защитой от осквернения считался (и по сию пору считается)
фартук, им даже можно прихватывать горячую посуду.
Цыганок принято считать развязными, но у них два лица: одно для семьи, другое для улицы. Бойкие, умеющие при
необходимости отругнуться, они преображаются, вернувшись к родне. Почтение к старшим, уважение к мужчине у них в крови,
супружеская неверность встречается крайне редко, хотя читателю, воспитанному на образах Земфиры и Кармен в это трудно
поверить.
|