История. Суд Божий
Суд Божий.
90 х 80, х., м, 1995 г.
   

Возврат назад

Ребекка с замиранием сердца следила за поединком. Если победит доблестный рыцарь Айвенго, её отпустят. Если же одолеет рыцарь-храмовник Бриан де Буагильбер, её прикрутят цепями к столбу и сожгут на глазах собравшейся здесь толпы. Кто из нас не знает книгу Вальтер Скотта? Великий романтик оживлял пером мир далёкой истории, похожей, скорее, на легенду: сказочный мир средневековья, где шумели пиры в рыцарских замках и скрывались в лесах вольные стрелки, где король и шут, монах и менестрель, прекрасная дама и юный паж ещё не стали литературными персонажами. Обычаи той далёкой эпохи порой столь непохожи на наши, что мы склонны считать их удачной выдумкой романиста, а между тем тот же поединок, в ходе которого противники доказывали, кто прав и виноват, был законной юридической процедурой, и современники называли его “суд Божий”.

В рассуждениях людей средневековья была своя логика. Как рассудить спорное дело, если обе стороны клянутся в истинности своих слов, а свидетелей нет? Сейчас судье приходят на помощь десятки специалистов с наработанными методиками, вроде экспертизы отпечатков пальцев, или группы крови. Столетия назад криминалистики ещё не существовало, зато имелась глубокая уверенность, что Бог сверху всё видит, и непременно поможет правому, если устроить поединок. “Суд Божий” являлся как бы моментом истины, воплощением высшей справедливости, и существовать он мог лишь в атмосфере глубочайшей набожности, не тронутой скептицизмом Реформации или Просвещения. К нему прибегали в ту далёкую эпоху, когда пословица “Бог правду видит, да не скоро скажет” ещё не успела овладеть умами.

Итак, человек участвовал в схватке сам, или выставлял поединщика. А могла ли та же Ребекка из романа “Айвенго” защищать себя, если бы никто за неё не вступился? Представьте себе, могла. Для выяснения отношений между мужчиной и женщиной существовали особые правила, уравнивающие шансы сильного и слабого пола. Для мужчины рыли яму, ограничивающую его свободу движений, и давали ему менее мощное оружие. Сюжет для своей картины я позаимствовал с немецкого манускрипта, созданного в 1400 году. Палка в руках поединщика и тяжёлый камень, который раскручивает его соперница, дощатая ограда-барьер и зрители - всё это изобразил старинный художник в упрощённом стиле своего века. Привнеся в сюжет реалистическую манеру, я сохранил верность деталям. Светлые косы девушки обвиты вокруг головы - она вышла на поединок босая, в удобном красном платье, которое едва закрывает её колени. Отбивающийся от её грозного булыжника мужчина одет в простую белую рубаху.

В том, что касается костюмов публики, я позволил себе большее разнообразие, нежели в первоисточнике. Смею надеяться, меня за это никто не осудит, поскольку детали вполне соответствуют концу четырнадцатого века. Все персонажи одеты по готической моде (кстати, это единственая моя “чисто средневековая” картина - я гораздо уютнее чувствую себя в эпохах от Ренессанса и далее).

Hosted by uCoz