Прежде, чем осудить колдунью, её надо выявить. Не может быть, чтобы контакт с дьяволом не оставил на её теле никаких
следов… Примерно так рассуждали в странах Западной Европы триста-четыреста лет назад. В Англии и Германии, в Нидерландах и
во Франции прочно утвердился особый способ поиска ведьм - испытание иглой.
Известно, что крестьяне ставят тавро на своей скотине. Почему бы и дьяволу не клеймить свои жертвы в знак вассальной
зависимости? Народу это казалось вполне логичным. Разумеется, это клеймо может быть невидимым, но на то и существуют
специалисты, чтобы найти знак дьявола даже под безупречно гладкой кожей. Признаки чёртовой метины были
известны каждому. Место, по которому дьявол провёл своим когтем, становится не чувствительным к боли, и при уколе не
кровоточит. По этим признакам и вели охоту на ведьм мастера иглы.
Для доносчиков наступал настоящий праздник, когда в их края приезжал специалист. С согласия властей этот человек,
которого в народе называли ищейкой колдовства, рассылал глашатаев. Спешите донести на скрытых ведьм,-
кричали они на всех перекрёстках. - Ваши жалобы не останутся без внимания. Знайте, что эти женщины будут задержаны, и
их испытает человек, для того назначенный.
Документ, относящийся к середине XVII столетия, показывает, чем кончилась такая облава в Ньюскале.
В ратушу привели тридцать женщин, их раздели и прилюдно вонзили иглы им в тела. Большинство, кажется, двадцать семь
было признано виновными...
Не будем забывать, что дознаватель получал оплату за свои труды. Корысть правила бал. Сыском порой занималось
откровенное жульё. Печально известный Хопкинс в Англии отправил на казнь 220 невиновных женщин, а потом открылось,
что он делал это ради денег. В Шотландии развелась целая свора прокалывателей: Джон Кинкейд из Тренента, Джон Бальфур
из Корхауса, а также Джон Дик.
В ходу у дознавателей были особые шила, острия которых при
желании ускользали внутрь рукоятки. Разумеется, подозреваемая,
которой завязывали глаза, не могла вскрикнуть от боли в тот
момент, когда жадный обманщик лишь делал вид, что колет. Вот
он, стигмат дьявола,- гордо указывал он на произвольно выбранную
точку,- смотрите, кровь не течёт! Между тем, судьбу женщины
решал трюк, подобный тем, что и доныне применяют на сцене,
закалывая актёра специально сделанным обманным ножом. Порой
поиски чёртова знака брал на себя палач, совмещая
это дело с другими обязанностямми. Палач из Ипра похвалялся,
что искал ведьмин знак у тысячи женщин и сжёг их около сотни.
Его баварский собрат по ремеслу Йорг Абриль ездил по стране
с женой и двумя приставами, обследуя обвинённых. За один поиск
он получал два флорина, а за казнь вчетверо больше. Однажды
он не смог найти метину, но вышел из положения, сказав, что
у женщины взгляд как у ведьмы.
На суде в Вальеле, маленьком городке между Дюнкерком и Лиллем, дознание буксовало, пока суд не прибег к услугам
дюнкеркского палача, оказавшегося здесь проездом. Тот быстро нашёл дьявольскую метку и заявил под присягой, что он
сам обследовал и казнил 500 или 600 ведьм, а посему совершенно уверен, что это подлинное клеймо дьявола.
Судя по старинным трактатам, у мастеров иглы были в арсенале и другие приёмы. Фридрих фон Шпее упоминает немецкого палача, который только притворялся, что колет, а потом громко возвещал, будто нашёл ведьмин знак.
|