Поток прохладного ночного воздуха бьёт в лицо, хлопает на ветру одежда, внизу мелькают поля, города, и тёмные провалы
леса. Изредка блеснёт в лунном свете серебристый извив реки. С огромной быстротой проносится колдунья над дорогами и
тропками, по которым пришлось бы добираться на шабаш долгие дни и недели, если бы не помогала чудесная сила, наполняющая
тело пьянящей радостью полёта.
Легенда о летающих по ночам женщинах, это самая уязвимая часть процессов о колдовстве. Убери её - и домыслы инквизиторов
о сборищах, на которых верховодит сам Сатана рухнут как карточный домик. Сразу станет ясно, что невозможно тысячам женщин
неземетно для окружающих попасть на далёкий шабаш. Вот почему инквизиторы ожесточённо отстаивали реальность ночных полётов.
Их не остановил даже канон Епископи - церковный закон, входящий в корпус канонического права. В нём говорится,
что есть безумные женщины, рассказывающие сказки, будто они по ночам летают по воздуху. Каждый, кто верит в реальность
этих домыслов - еретик. Казалось бы, сказано недвусмыслено. Однако, инквизиторы нашли в себе смелость и смекалку, чтобы
обойти освящённый многовековой традицией канон. По словам духовных судей, этот текст являлся несомненной истиной, но
только для прежних времён, когда секты ведьм не было и в помине. Ведьмы появились только в XIV веке - начиная с этого
времени инквизиция их и преследует. Таков был способ, благодаря которому церковный закон, ускокаивающий не в меру ретивые
умы, был отставлен в сторону. Дело было за малым. Оставалось выбить у тысяч женщин признания в ночном полёте. Стоит ли
говорить, что судьям это удалось, и с тех пор в массовом сознании укрепился образ ведьмы, летящей на метле. Этот образ
без изменений дожил до наших дней и стал неотъемлемой частью европейской культуры, постоянно повторяясь в живописи.
|