В 2000 году состоялась премьера спектакля Медные голуби по сценарию Юлия Хрусталёва. Постановщиком
был Народный артист Борис Ташкентский, известный зрителю и по ролям в Ромэне, и по кинофильмам.
Созданная им студия Кхэлыбнария исповедует зрелищный музыкальный стиль. Мне было интересно участвовать
в проекте, затрагивающем темы ранней цыганской истории, поэтому я согласился взяться за эскизы костюмов и
декораций. К слову сказать, замысел спектакля родился у Хрусталёва после того, как он ознакомился с каталогом
моей испанской выставки. Атмосфера безумных судов над колдовством захватила его, и он избрал фоном для
романтической любовной истории город, охваченный охотой на ведьм.
В реальной жизни, как это ни покажется странным, цыганки исключительно редко попадали на костры инквизиции.
В своей Истории цыган я посвятил данному феномену отдельную главу. Драматург, впрочем, и не настаивал,
что дочери кочевого племени были главной мишенью фанатиков, Героиня спектакля Сэла попадает в застенок по
прискорбному стечению обстоятельств. После её отец смог доказать, что она невиновна в порче. И всё же бродячей
труппе артистов не удаётся избежать потерь в атмосфере всеобщего страха и озверения. Один за другим гибнут
молодые, красивые, талантливые…
Не буду пересказывать сюжет. Упомяну лишь, что в спектакле много танцев и песен, за которые зритель и любит
цыганское искусство.
Что касается сценографии, то я оказался перед сложной задачей. Если сделать средневековые цыганские костюмы
такими, каковы они были на самом деле, то зал не увидит в них ничего цыганского. Сцена - не пособие
по этнографии, и здесь не место объяснять, что национальный костюм у кочевого народа сформировался лишь в XIX
веке. Вот почему я создал экзотический колорит за счёт причудливой смеси арабских, немецких, индийских и
венгерских деталей. По большому счёту это близко к истине - за свою тысячелетнюю историю цыгане многое переняли
у народов, среди которых им приходилось жить.
|